Размер шрифта: А А А
Цвет сайта:
Изображения: Вкл. Выкл.
министерство труда и социальной защиты населения ставропольского края Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.34/4
В соответствии с приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2021г. № 929 Ставропольский край включен в число 34 субъектов Российской Федерации, на территории которых в 2022 году реализуется Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе.
На территории Ставропольского края ГБУСО «Краевой ЦСОН» входит в число учреждений социального обслуживания, которые участвуют в реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Ключевым понятием Типовой модели долговременного ухода является понятие социального пакета долговременного ухода.
Социальный пакет долговременного ухода – это гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в уходе.
Определение индивидуальной потребности гражданина в уходе осуществляется с использованием анкеты-опросника по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании.
Анкета-опросник – это документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. В анкете–опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способностях самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, а также оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе и перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу.
Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в уходе является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, иных социальных услуг и условий их предоставления, включающих следующие параметры:
1) Характер ухода – потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, неспособного самостоятельно или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
2) Периодичность ухода – потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
3) Интенсивность ухода – потребность в объеме часов, требуемых для предоставления социальных услуг по уходу в неделю и в день;
4) Время предоставления – потребность в социальных услугах по уходу в течение суток;
5) Форма социального обслуживания или их сочетание (на дому, в полустационаре);
6) График предоставления социальных услуг по уходу и иных социальных услуг.
Уровень нуждаемости в уходе устанавливается гражданину исходя из параметров его нуждаемости в уходе:
Определение индивидуальной потребности гражданина в уходе осуществляется специально обученными работниками учреждений социального обслуживания населения, обладающими навыками проведения типизации (оценки зависимости гражданина от посторонней помощи).
Отнесение гражданина к одному из трех уровней нуждаемости в уходе осуществляется в зависимости от количества баллов, набранных им по результатам оценки индивидуальной потребности в уходе.
Приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 19 октября 2022 года № 426 внесены изменения в перечень социальных услуг по уходу, предоставляемых гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании его индивидуальной потребности в уходе, входящих в социальный пакет долговременного ухода.
В социальный пакет долговременного ухода входят следующие социальные услуги:
Социальный пакет долговременного ухода предоставляется гражданам, нуждающимся в уходе, бесплатно.
При установлении у гражданина первого уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме 14 часов в неделю.
При установлении у гражданина второго уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме 21 часа в неделю.
При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме 28 часов в неделю.
Социальный пакет долговременного ухода в первоочередном порядке предоставляется гражданам, отнесенным к третьему уровню нуждаемости в уходе.
Социальный пакет долговременного ухода предоставляется гражданам сиделками, состоящими в штате учреждения.
В первую очередь между сиделками распределяются граждане, отнесенные к 3 уровню нуждаемости в уходе. Количество сиделок в учреждении полностью покрыло потребность граждан, отнесенных к 3 уровню нуждаемости, в социальных услугах, входящих в социальный пакет.
Анализ рабочего дня сиделок показал, что у них имеется временной резерв. Этот резерв был заполнен предоставлением социального пакета гражданам, отнесенным ко 2 уровню нуждаемости в уходе.
Специально созданной в учреждении комиссией был проведен отбор граждан, отнесенных ко 2 уровню нуждаемости, т.к. общее количество часов ухода, требуемое этим гражданам, превышало имеющийся временной резерв рабочего времени сиделок.
Чтобы избежать жалоб от обслуживаемых граждан, упорядочить систему отбора граждан для получения социального пакета, в учреждении разработаны критерии отбора:
Все остальные граждане, отнесенные ко 2 уровню нуждаемости в уходе, имеют право на получение социальных услуг в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г. № 442-ФЗ. Социальные услуги предоставляются им социальными работниками, состоящими в штате учреждения бесплатно или а плату (частичную плату).
Граждане, получающие социальный пакет долговременного ухода вправе отказаться от рекомендуемого объема социального обслуживания, написав соответствующее заявление, и получат социальные услуги в необходимом им (меньшем) объеме в зависимости о индивидуальной потребности.
В связи с ограниченной мощностью учреждения все обращающиеся граждане проходят процедуру оценки индивидуальной потребности в социальном обслуживании, процедуру признания нуждаемости в социальном обслуживании, и зачисляются в очередь на получение социальных услуг. Прием на социальное обслуживание на дому таких граждан осуществляется по мере продвижения очереди.