Яндекс.Метрика

Размер шрифта: А А А

Цвет сайта:

Изображения: Вкл. Выкл.

министерство труда и социальной защиты населения ставропольского края Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.34/4

Версия для слабовидящих Обычная версия
«Горячая линия» 8 (8652) 73-84-79, 8(906)-463-96-09 - ежедневно с 8:30 до 17:00 часов (сб-вс - выходной).
Первичный прием граждан осуществляется по предварительной записи по телефону 8 (8652) 72-80-16.

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе Ставро­польского края и порядок их урегулирования

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций госу­дарственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

1.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций госу­дарственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственни­ков и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересован­ности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимо­действие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересо­ванность государственного служащего. Например, рекомендуется временно вывести госу­дарственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.

Комментарий

Осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

— государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакант­ную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;

— государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государст­венного служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государ­ственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частно­сти, если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2.

Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

2.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового дого­вора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой кон­фликт интересов.

Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не тре­бует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу. Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинте­ресованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государст­венный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непо­средственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заин­тересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вы­текающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государст­венному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной опла­чиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осу­ществляет отдельные функции государственного управления. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или вы­полняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинте­ресованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выпол­няют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованно­сти представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстра­нить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанно­стей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родствен­ники выполняют иную оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский слу­жащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить матери­альную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими дей­ствиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном слу­чае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на ис­полнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности. Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоуст­ройство родственников государственного служащего. Тем не менее, ситуация, когда род­ственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данной Памятки. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанно­стей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

2.2. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую ра­боту в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом го­сударственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции го­сударственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о вы­полнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и под­робно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должност­ными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачи­ваемой работы в организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники госу­дарственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказываю­щей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности предста­вителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, ко­гда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представ­ления их в государственные органы и т.д. В этом случае государственный служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении ор­ганизации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную вы­году, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую ра­боту в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффи­лированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осу­ществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о вы­полнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изло­жить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачивае­мую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполне­ния иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилирован­ных организациях. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного на­чальника в письменной форме.

2.4. Описание ситуации

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает долж­ность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В слу­чае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию кон­фликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рас­смотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся сторо­ной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта инте­ресов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

2.5. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государст­венным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересован­ности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем кон­курсе.

3. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

3.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государст­венный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государст­венного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимо­сти от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государ­ственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции го­сударственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении го­сударственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственно­сти, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного пра­вонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение го­сударственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установлен­ных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполне­ния государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государствен­ному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересован­ных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного ор­гана, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родст­венниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

— указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет кон­фликт интересов;

— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

— до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта инте­ресов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен пода­рок.

Комментарий

Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться по­дарить государственному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, напри­мер, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации по­дарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заин­тересованной организации ставит государственного служащего в ситуацию конфликта ин­тересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного слу­жащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и госу­дарственной службе в целом. То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного служащего. Действующее законодательство не уста­навливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками го­сударственных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве слу­чаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограни­чения и повлиять на действия и решения государственного служащего.

3.2. Описание ситуации

Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родст­венникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государст­венного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непо­средственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государ­ственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут при­вести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физиче­ских лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

3.3. Описание ситуации

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчи­ненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредст­венных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя. Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государствен­ному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вер­нуть полученный подарок дарителю в целях

4. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

4.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций госу­дарственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или ра­ботником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государ­ственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работ­ником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации. Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения го­сударственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Комментарий

Государственный служащий, поступивший на государственную службу в государст­венный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обрат­ная ситуация, при которой государственный служащий по тем или иным причинам испы­тывает неприязнь к бывшему работодателю. И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепят­ствовать объективному исполнению государственным служащим его должностных обя­занностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться лич­ной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государст­венного служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Фе­дерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан не совершать действия, свя­занные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

4.2. Описание ситуации

Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществ­ляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения перегово­ров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осущест­вляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствую­щих предложений от проверяемой организации государственному служащему рекоменду­ется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы. В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, го­сударственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредст­венного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с ко­торой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.

5. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим ус­тановленных запретов

5.1. Описание ситуации

Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объеди­нений.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ граждан­скому служащему запрещается принимать без письменного разрешения предста­вителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объе­динений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаи­модействие с указанными организациями и объединениями.

5.2. Описание ситуации

Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники госу­дарственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных меро­приятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов отно­сительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих наруше­ний.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые государственным служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствую­щего государственного органа и т.д. В любом случае, если государственный служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государствен­ного служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают воз­можность получения доходов родственниками государственного служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтере­сованности.

5.3. Описание ситуации

Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ граждан­скому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения предста­вителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностран­ных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным догово­ром Российской Федерации или российским законодательством.

5.4. Описание ситуации

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для полу­чения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федераль­ным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информа­ции, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использова­ния в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественно­сти.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования госу­дарственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязан­ностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть во­прос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта соверше­ния государственным служащим деяния, содержащего признаки административного пра­вонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководи­телю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомст­венности.

X

я принимаю условия политики конфиденциальности

Отправить