Яндекс.Метрика

Размер шрифта: А А А

Цвет сайта:

Изображения: Вкл. Выкл.

министерство труда и социальной защиты населения ставропольского края Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.34/4

Версия для слабовидящих Обычная версия
«Горячая линия» 8 (8652) 73-84-79, 8(906)-463-96-09 - ежедневно с 8:30 до 17:00 часов (сб-вс - выходной).
Первичный прием граждан осуществляется по предварительной записи по телефону 8 (8652) 72-80-16.

Применение социально-педагогических технологий в работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами

Пожилые граждане – одна из категорий населения, наиболее нуждающаяся в помощи и поддержке. Пожилым людям необходима определенная опека, забота, поддержка, как материальная и морально-психологическая, так и юридическая и иная социальная помощь. Для качественной социальной работы с пожилыми гражданами важна не только реализация уже выработанных технологий социальной работы с данной категорией населения, но и дальнейшая разработка инноваций в социальной сфере.

Практика социальной работы с пожилым людьми свидетельствует о необходимости совершенствования системы социально-культурных мероприятий для пожилых людей, привлечения их к активной культурной деятельности, сохранению уникальных общенациональных духовных ценностей, обозначения реальных путей их сохранения, трансляции в общекультурном взаимодействии поколений.

Социально-педагогическая деятельность помогает пожилым людям избавиться от одиночества, изменить свою позицию в обществе, сделать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них.

На основании теоретического анализа оказания социально-педагогической помощи были выделено шесть блоков социально-педагогической работы с пожилыми людьми:

  • Деятельностно-практический;
  • Коммуникативный;
  • Информационный;
  • Поддержки психологического здоровья;
  • Поддержки физического здоровья;
  • Материальной помощи.

Итак, основными социально-педагогическими технологиями в работе с пожилыми людьми будут являться:

  • создание условий свободного, разнообразного, общения лиц старших возрастных групп между собой, членами своих семей, представителями трудовых коллективов;
  • свободный доступ к занятиям художественной самодеятельностью, промыслами, ремеслами;
  • активное включение лиц старших возрастных групп в процесс духовного развития, воспитания детей;
  • содействие сплоченности и вовлечению пожилых людей в гражданское общество;
  • более активную интеграцию пожилых людей в политическую, социальную и культурную жизнь.

Досуговая деятельность пожилого человека может быть представлена следующими формами:

  • восстановление сил пожилого человека — прогулки на воздухе, вечера отдыха для пожилых.
  • повышение эрудиции, потребление духовных ценностей – чтение книг, журналов, просмотр фильмов, телепередач, посещение музеев, участие в лекториях, путешествия, экскурсии.
  • развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности;
  • труд на приусадебных участках, в мастерских, занятия прикладным творчеством, общественная деятельность.
  • реализация потребности в общении – клубы общения, творческие объединения, вечера встреч, диспуты.

Основным направлением в работе с пожилыми людьми в центрах социального обслуживания определено создание условий для свободного, разнообразного общения лиц старших возрастных групп между собой, с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней и настоящей работы путем распространения знаний по психологии общения, построению взаимоотношений с детьми, родственниками, друзьями; организации клубов общения с участием представителей разных поколений.

Социально-педагогические услуги должны проектироваться с учетом особенностей жизненных процессов пожилых людей, совокупности их потребностей, интересов, мотивов деятельности, обусловленных влиянием возрастных и психофизиологических изменений, логикой возрастного развития и угасания жизненного пути. Проектируя и внедряя социально-педагогические услуги для пожилых людей, необходимо руководствоваться принципами адресности и определенной персонификации. В государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» созданы группы дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Группы дневного пребывания созданы для реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение социальной адаптации и психологического сопровождения граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих когнитивные нарушения, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания, а также для оказания пси¬хологической, оздоровительной и информационной помощи гражданам, осуществляющим за ними уход. Предоставления возможности кратковременного, согласно медицинским рекомендациям и заключениям (максимально до 4 часов) днев¬ного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих когнитивные нарушения.

Целью деятельности группы дневного пребывания является предос-тавление психологических, реабилитационных, оздоровительных, социально- бытовых, социально-медицинских и социально педагогических услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих когнитивные нарушения, а также оказание помощи гражданам, осуществляющим уход за данными гражданами.

Социальные услуги в группах дневного пребывания предоставляются в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между учреждением и гражданином пожилого возраста и инвалидом, имеющим когнитивные нарушения. Услуги в группах дневного пребывания предоставляются бесплатно либо за плату или частичную плату в соответствии с нормативными право¬выми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

Мероприятия, которые проводятся с гражданами пожилого возраста в группе дневного пребывания:

  1. Социально-психологические мероприятия (проективные методики, направленные на исследование личности; тесты на выявление когнитивных нарушений; методики, направленные на изучение личности в социуме; тесты на внимание; тесты на память; дискуссии; лекции и мини – лекции; упражнения различной направленности; информационно-консультативное (проведение информационных бесед).
  2. Социально-оздоровительные мероприятия (консультация врача-физиотерапевта; физиопроцедуры; кислородный коктейль).
  3. Организация досуга (нейробика; виртуальный туризм; социальный туризм; тренинги (на знакомство, работу в команде, упражнения в форме тренинга); библиотерапия (чтение книг, газет, журналов); настольные игры (игра «лото», пазлы и др.); прикладные виды творчества (оригами, декупаж); посещение развлекательных мероприятий (концерты, литературные гостиные, конкурсы) и т.д.)

Таким образом, цель социально-педагогической работы с пожилыми людьми – предоставление им возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту, максимальное приспособление пожилого человека к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний участия в общественно полезном труде.

М.С. Объедько, специалист по
социальной работе
ГБУСО «Краевой ЦСОН»

X

я принимаю условия политики конфиденциальности

Отправить