Яндекс.Метрика

Размер шрифта: А А А

Цвет сайта:

Изображения: Вкл. Выкл.

министерство труда и социальной защиты населения ставропольского края Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.34/4

Версия для слабовидящих Обычная версия
«Горячая линия» 8 (8652) 73-84-79, 8(906)-463-96-09 - ежедневно с 8:30 до 17:00 часов (сб-вс - выходной).
Первичный прием граждан осуществляется по предварительной записи по телефону 8 (8652) 72-80-16.

Психологические аспекты работы социального работника с лежачими получателями социальных услуг и их родственниками

«Разумная жизнь подобна человеку, несущему далеко перед собой фонарь, освещающий его путь. Такой человек никогда не доходит до конца освещенного места. Освещенное место всегда идет впереди него. Такова разумная жизнь, и только при такой жизни нет смерти, потому что жизнь, не переставая, освещает до последней минуты и уходит за ним так же спокойно, как и во все продолжение жизни» Л.Н. Толстой

 

Социальная работа прошла путь от действий непрофессиональных энтузиастов, занимавшихся благотворительностью в XIX в., до профессиональной деятельности специалистов.

В рамках регионального проекта Ставропольского края «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» для становления системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами главной направленностью деятельности социального работника является формирование понятия, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать.

Технология социальной работы призвана на активацию ресурсов, направлена на поддержку самостоятельности клиента на максимально долгий, как это возможно, период времени путем создания атмосферы доверия, а также обеспечение клиента возможностью сохранить достойное качество жизни и способность к активности максимально долго, насколько это возможно. Поддержать, обнадежить и стимулировать получателей социальных услуг на развитие их способностей, знаний и умений. То есть вместе с клиентом и их родственниками, а не за них–главная заповедь социального работника.

Однако, говоря об архетипических чертах нашей ментальности, для которой важнее коллективизм, чем индивидуализм – нужно помнить и учитывать их в организации социальной помощи населению. Мало кто получает истинное удовольствие от такой интенсивной и эмоционально напряженной работы. Ключевая угроза для тех, кто работает и постоянно находится рядом с лежачим человеком— это утрата чувствительности к их индивидуальным надобностям и нуждам. Однако правильная и упорная направленность в этой области деятельности поможет получить богатый опыт в данном занятии, и уже не будет возникать частных проблем.

Работникам социального обслуживания важно знать азы правильного оказания социально-психологической помощи нашим клиентам и их близким.

Давайте представим, о чем могут думать наши маломобильные получатели социальных услуг.

  • Не надо нас жалеть! Нам нужна поддержка и понимание, крепкое плечо или банальная «жилетка, но не жалость. Говорите с нами о наших страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что вы не можете сделать нас снова здоровыми.

  • Дайте нам самим решить, кому мы откроемся. Будьте открыты с нами, а не со всеми подряд!

  • Сходите к лечащему врачу и получите грамотные ответы. Поверьте, специалист, который сталкивается с этим каждый день, понимает больше, чем самый хороший психолог. Предупрежден-значит вооружен!

  • Улыбайтесь! Нам это сделать тяжелее, чем вам…Честно. При очередном обострении либо депрессивном состоянии попробуйте строить беседу в таком ключе: «Ты умрешь? Да, когда-нибудь все умрут…но не сегодня. Поэтому выгляни в окно и улыбнись новому дню!» Только постарайтесь избежать неуместного оптимизма, можно сделать только хуже.

  • Никогда, запомните, никогда не вините нас! Даже если сам человек виноват в своем состоянии. Вы не сможете нанести нам укор больший, чем мы сами себе уже нанесли и продолжаем наносить каждый день.

  • Помните, улыбка и поддержка, но не жалость.

Хотелось бы отметить, что, встречаясь с каждым новым клиентом, не стоит подходить к нему с «общей меркой». Мы не должны нести в себе никакого стереотипа, а тем более навязывать его другим. Необходимо быть очень бережным с любой индивидуальностью, стараясь не навязывать несвойственный конкретному человеку образ мыслей и поведения.

Уход за лежачими людьми мало у кого ассоциируется с положительными эмоциями. Требуется незаурядная сила духа, чтобы сохранять хотя бы относительное спокойствие и присутствие духа. Болезнь родственника сама по себе является стрессовой ситуацией, а близкие, ухаживающие за ним, рискуют попасть в эмоциональные ловушки и стать заложниками разрушительных чувств. Постоянные размышления о том, что может случиться, бесконечные опасения приводят к тому, что наш мозг начинает ассоциировать беспокойство с чувством участия.

Что можно сделать? Если вы заметили, что беспокойство не покидает вас в течение всего дня, мешает уснуть ночью, значит, вы попались в эту ловушку. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать, какие меры можно принять. Не стесняйтесь обратиться к специалисту, чтобы он помог вам четче сформулировать свои опасения.

X

я принимаю условия политики конфиденциальности

Отправить